ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (МАГИСТРАТУРА) Специальность 1-09 81 01 Образовательный менеджмент Степень магистр образования

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ДРУГАЯ СТУПЕНЬ (МАГIСТРАТУРА) Спецыяльнасць 1-09 81 01 Адукацыйны менеджмент Ступень Maгicтp адукацыi

HIGHER EDUCATION. SECOND STAGE (MASTER'S STUDIES) Speciality 1-09 81 01 Educational Management Degree Master of Education

Дата введения 2012-09-01

1. Область применения

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра (далее - образовательная программа магистратуры), учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов, систем управления качеством высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, реализующих образовательные программы магистратуры.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие правовые акты:

ГОСТ 31279-2004 Инновационная деятельность. Термины и определения

СТБ ИСО 9000-2006 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

Кодекс Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 13, 2/1795)

3. Основные термины и определения

В настоящем образовательном стандарте применяются термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Андрагогика - наука как искусство обучения взрослых.

Зачетная единица - числовой способ выражения трудоёмкости учебной работы студента, основанный на достижении результатов обучения.

Инновации - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок (ГОСТ 31279-2004).

Инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций (ГОСТ 31279-2004).

Инновационный процесс - процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Интеграция - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Компетентность - выраженная способность применять знания и умения (СТБ ИСО 9000-2006).

Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Магистр - лицо, освоившее содержание образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно- исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра или образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра.

Магистерская диссертация - самостоятельно выполненная научно-исследовательская работа, имеющая внутреннее единство, посвященная решению теоретической, экспериментальной или прикладной задачи соответствующей сферы профессиональной деятельности, свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и (или) практику.

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (СТБ ИСО 9000-2006).

Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Образовательный менеджмент - междисциплинарная область научных знаний, интегрирующая психолого-педагогические науки, теории менеджмента и практику управления образовательными системами и образовательными процессами в организациях различного типа.

Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

4. Общие положения

4.1.  Общая характеристика специальности

Специальность 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования «Педагогика. Профессиональное образования», направлению образования 09 «Управление в сфере образования» и обеспечивает получение степени магистра образования.

4.2.    Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени

4.2.1. Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени - высшее образование первой ступени по профилям образования:

А Педагогика;

В Педагогика. Профессиональное образование;

D Гуманитарные науки;

N Физическая культура. Туризм и гостеприимство;

по направлениям образования:

15  Искусство изобразительное. Искусство декоративно-прикладное;

16  Искусство музыкальное;

17  Искусство сценическое и экранное;

18  Народное творчество; по специальностям: 1-23 01 04 Психология; 1-23 01 05 Социология;

1-23 01 13 Историко-архивоведение; 1-25 01 01 Экономическая теория; 1-33 01 01 Биоэкология; 1-33 01 02 Геоэкология; по направлениям специальностей:

1-23 01 06-02 Политология (научно-педагогическая деятельность);

1-23 01 07-02 Информация и коммуникация (социальные технологии, научно-педагогическая деятельность);

1-23 01 11-04 Библиотековедение и библиография (филология и лингвистика); 1-23 01 12-01 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (история и музеология);

1-23 01 12-02 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (искусствоведение и музеология);

1-31 01 01-02 Биология (научно-педагогическая деятельность);

1-31 02 01-02 География (научно-педагогическая деятельность);

1-31 03 01-02 Математика (научно-педагогическая деятельность);

1-31 03 02-02 Механика (научно-педагогическая деятельность);

1-31 03 03-02 Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность);

1-31 04 01-03 Физика (научно-педагогическая деятельность);

1-31 05 01-02 Химия (научно-педагогическая деятельность).

4.2.2. Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по педагогическому образованию.

4.3.  Формы получении высшего образования второй ступени

Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы:

-  очная (дневная, вечерняя);

-  заочная

4.4.  Сроки получения высшего образования второй ступени

Нормативный срок получения высшего образования второй ступени в дневной форме составляет 1,5 года.

Сроки получения высшего образования второй ступени в вечерней и заочной формах могут увеличиваться на 0,5 года относительно нормативного срока.

5. Характеристика профессиональной деятельности магистра

5.1. Сфера профессиональной деятельности магистра

Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются: 85 - Образование;

722 - Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;

8412 - Управление социальными программами. ,

5.2.  Объекты профессиональной деятельности магистра

Объектами профессиональной деятельности магистра являются:

-  образовательные системы;

-  образовательный процесс;

-  образовательные программы;

-  инновации в образовании.

5.3.  Виды профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

-  научно-педагогической;

-  научно-исследовательской и инновационной;

-  проектной;

-  организационно-управленческой.

5.4.  Задачи профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

-   решение организационно-педагогических и дидактических задач в учреждениях образования различного типа на основе применения результатов научных исследований;

-     использование достижений науки и передовых технологий в области образования и образовательного менеджмента, решение инновационных управленческих задач с заранее неизвестным результатом;

-  осуществление критериального подхода к оценке качества образования:

-    создание проекта и его реализация в учреждениях образования, разработка стратегий и программ развития;

-    оказание целенаправленного влияния на развитие и совершенствование образовательного процесса;

-    создание структуры учреждений образования, определение служебных связей между его структурными подразделениями и сотрудниками на основе действующей нормативной правовой базы;

-    реализация и управление процессами планирования, организации, мотивации и контроля, направленных на достижение целей образовательных учреждений;

-     выявление и формулирование актуальных научных проблем в области образования и образовательного менеджмента;

-  разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

-     разработка планов н программ организации инновационной деятельности в области образования и образовательного менеджмента.

5.5.  Возможности продолжения образования магистра

Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры

преимущественно по следующим специальностям:

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия);

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.

6. Требования к компетентности магистра

6.1.  Состав компетенций магистра

Освоение образовательной программы магистратуры должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенции - углубленных научно-теоретических, методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих разработку научно-исследовательских проектов или решение задач научного исследования, инновационной деятельности, непрерывного самообразования;

социально-личностных компетенций - личностных качеств и умений следовать социально- культурным и нравственным ценностям; способностей к социальному, межкультурному взаимодействию, критическому мышлению; социальной ответственности, позволяющих решать социально-профессиональные, организационно-управленческие, воспитательные задачи;

профессиональных компетенций - углубленных знаний по специальным дисциплинам и способностей решать сложные профессиональные задачи, задачи научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, осуществлять непрерывное профессиональное самосовершенствование.

6.2.  Требования к академическим компетенциям магистра

Магистр должен иметь:

АК-1. Методологические знания и исследовательские умения, обеспечивающие решение задач научно-педагогической, научно-исследовательской, инновационной, проектной и управленческой деятельности.

АК-2. Способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), готовность генерировать и использовать новые идеи.

АК-3. Способность к постоянному самообразованию.

Магистр должен быть способен:

АК-4. Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации.

АК-5. Формировать цели и задачи принятия решений.

АК-6. Самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, организации образовательного процесса.

АК-7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных с образовательной сферой деятельности.

АК-8. Использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики.

6.3.  Требования к социально-личностным компетенциям магистра

Магистр должен:

СЛК-1.Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально- профессиональной деятельности.

CJIK-2. Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарной и международной среде.

СЛК-3. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

CJ1K-4. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-5. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде, руководить и подчиняться.

CJIK-6. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.

СЛК-7. Адаптироваться к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности, реализовывать накопленный опыт, свои возможности.

6.4. Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен:

Научно-педагогическая деятельность

ПК-1. Проводить учебные занятия на современном научно-теоретическом и методическом уровнях.

ПК-2. Управлять самостоятельной работой обучающихся, организовывать их учебно- исследовательскую деятельность.

ПК-3. Разрабатывать и использовать современное учебно-методическое обеспечение.

ПК-4. Руководить научно-исследовательской работой обучающихся.

ПК-5. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися.

ПК-6. Осуществлять педагогические измерения и мониторинг образовательного процесса.

ПК-7. На научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность

ПК-8. Квалифицированно проводить научные исследования в области образовательного менеджмента.

ПК-9. Систематически проводить мониторинг образовательного процесса.

ПК-10. Качественно применять современные методы педагогических измерений.

ПК-11. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

ПК-12. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

Проектная деятельность

ПК-13. Разрабатывать, апробировать и внедрять образовательные проекты.

ПК-14. Разрабатывать концепции и программы развития учреждений образования.

Организационно-управленческая деятельность

ПК-15. Планировать деятельность учреждений образования и образовательного процесса на основе нормативных правовых актов в области образования.

ПК-16. Принимать оптимальные управленческие решения.

ПК-17. Своевременно контролировать выполнение принятых управленческих решений и проводить необходимую корректировку.

7. Требования к образовательной программе и содержанию учебно-программной документации

7.1. Состав учебно-программной документации

7.1.1. Образовательная программа высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра, включает следующую учебно-программную документацию:

-       типовой учебный план по специальности;

-       типовую учебную программу по педагогике и психологии высшей школы;

-       учебный план учреждения высшего образования по специальности;

-       учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам

ОСВО 1-09 81 01-2012

6.4.программу практики;

6.5.индивидуальный план работы магистранта.

-        Общие требования к разработке учебно-программной документации

7.2.1.      Максимальный объем учебной нагрузки магистранта не должен превышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2.     Объем обязательных аудиторных занятий, определяемый учреждением высшего образования с учетом специальности, устанавливается не более 18 аудиторных часов в неделю. Для магистрантов из числа иностранных граждан объем аудиторных занятий может быть увеличен учреждением высшего образования.

7.2.3.   В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время на подготовку к экзаменам.

7.2.4.   В заочной форме получения образования объем аудиторных занятий должен быть не менее 60 академических часов в учебном году (включая консультации и другие виды аудиторной работы).

-        Требования к составлению графика образовательного процесса

7.3.1. Примерное количество недель по видам деятельности при реализации образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, в дневной форме получения высшего образования определяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Виды деятельности, установленные учебным планом

Продолжительность срока обучения, недель

1,5 года

Теоретическое обучение и научно-исследовательская работа

44

Экзаменационные сессии

6

Практика

6

Итоговая аттестация

6

Каникулы

10

Итого, недель

72

 

7.4. Требования к структуре типового учебного плана по специальности

7.4.1. Типовой учебный план подготовки магистра по образовательной программе высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование видов деятельности магистранта, циклов дисциплин, дисциплин

Объем работы (в часах)

Зачетные единицы

Коды формируемых компетенций

всего

из них

ауд.

сам.р.

1.

Цикл дисциплин специальной подготовки

1660

792

868

44

 

1.1.

Государственный компонент

584

290

294

15

 

1.1.1.

Педагогика и психология высшей школы

84

56

28

2

АК-2-3; СЛК-2-4; ПК-1,2

 ОСВО 1-09 81 01-2012

№ п/п

Наименование видов деятельности магистранта, циклов дисциплин,дисциплин

Объем работы (в часах)

Зачетные единицы

Коды формируемых компетенций

всего

из них

ауд.

сам.р.

1,1.2.

Инновационные процессы в образовании

158

70

88

4

АК-1, 3,6; СЛК-2, 4, 6; ПК-3, 11, 12

1.1.3.

Основы образовательного менеджмента

150

68

82

4

АК-3-5, 7; СЛК-1,2,4, 5; ПК-6, 12, 15-17

1.1.4.

Иностранный язык в сфере

профессиональной

коммуникации

192

96

96

5

АК-3, 7; СЛК-1,2, 3, 7

1.2.

Компонент учреждения высшего образован™

1076

502

574

29

АК-5; ПК-6,7,13-17

2.

Подготовка к экзаменам по специальным дисциплинам

252

 

252

7

АК-1,3,7; СЛК-3,7

3.

Научно-исследовательская работа

788

 

788

21

АК-1, 2, 5, 8; СЛК-3, 4; ПК-6, 8,9,13

4.

Практика

324

 

324

9

АК-2,4, 5, 8; СЛК-1,3,5-7; j ПК-1-5, 10, 13,14,17 ;

5.

Итоговая аттестация

324

 

324

9

АК-1,2, 8; СЛК-4, 6, 7; ПК-7-9, 11, 12, 14, 16, 17

 

Всего

3348

792

2556

90

 

 

Примечания:

-      Учреждения высшего образования имеют право переводить до 90 % предусмотренных типовым учебным планом по специальности аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу магистранта.

-      Набор дисциплин государственного компонента определяется учебно-методическим объединением в сфере высшего образования в объеме 30-35% от цикна дисциплин спег^альной подготовки. Компонент учреждения высшего образования составляет, соответственно, 65-70%.

-      Сумма зачетных единиц при получении высшего образования в дневной форме должна быть равной 90 за 1,5 года обучения.

-     Коды формируемых компетенций указываются в соответствии с пунктами 6.2, 6.3, 6.4 настоящего стандарта.

7.4.2. На основании типового учебного плана по специальности разрабатывается учебный план учреждения высшего образования, в котором учреждение высшего образования имеет право изменять объем работы магистранта по различным видам деятельности, объемы циклов дисциплин, количество часов, отводимых на освоение учебных дисциплин (в пределах 10 %), без превышения максимального недельного объема нагрузки магистранта и при сохранении требований настоящего стандарта к содержанию образовательной программы магистратуры.

7.4.3. При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору магистранта в объеме до 50 % от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования.

7.4.4. Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств, а также иностранных граждан и

ОСВО 1-09 81 01-2012

лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь (далее - иностранные граждане), которые получили высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, может осуществляться по индивидуальным учебным планам со сроком получения высшего образования до двух лет.

7.4.5. Необходимость составления индивидуальных учебных планов для граждан Республики Беларусь, получивших высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, и иностранных граждан, получивших высшее образование первой ступени в Республике Беларусь, определяется учреждением высшего образования.

7.4.6. Руководитель научно-исследовательской работы магистранта и тема магистерской диссертации утверждаются руководителем учреждения высшего образования.

7.5.  Требования к разработке индивидуального плана работы магистранта

7.5.1.   Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается руководителем научно- исследовательской работы магистранта совместно с магистрантом, обсуждается на заседании профилирующей (выпускающей) кафедры и утверждается руководителем учреждения высшего образования (заместителем руководителя учреждения высшего образования по учебной работе).

7.5.2.   Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается на основе учебного плана учреждения высшего образования по соответствующей специальности высшего образования второй ступени, устанавливает перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включает программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научно-исследовательской работы, формы и сроки отчетности.

7.6. Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам

7.6.1.  При освоении образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, содержание учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» и требования к компетенциям по этой дисциплине устанавливаются типовой учебной программой, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

7.6.2.  Дисциплины государственного компонента цикла дисциплин специальной подготовки

Инновационные процессы в образовании

Педагогическая инноватика. Цели и задачи педагогической инноватики. Методология нововведений. Инновационный образовательный процесс. Инновационная культура педагога. Педагогический эксперимент как инновационный процесс. Уровни нововведений и их виды. Разработка паспортов и педагогических нововведений.

В результате изучения дисциплины магистрант должен знать:

-       основные понятия педагогической инноватики;

-       сущность основных направлений инновационных изменений в отечественном образовании, тенденции развития инновационных процессов;

-       различные подходы к классификации нововведений, уровни нововведений и их виды;

-       сущность и структуру инновационного процесса и инновационной деятельности, технологию педагогических нововведений;

-       особенности и компоненты профессионально-педагогической культуры, сущность инновационной культуры.

В результате изучения дисциплины магистрант должен уметь:

-       разрабатывать программу педагогического исследования, включая актуальность и тему исследования, объект, предмет, гипотезу и этапы педагогического исследования;

-       проводить рефлексию личностных достижений;

ОСВО 1-09 81 01-2012

-       разрабатывать паспорта и проекты педагогических нововведений.

Основы образовательного менеджмента

Становление менеджмента и развитие теории управления. Методологические основы образовательного менеджмента. Понятия «образование», «управление» и «образовательный менеджмент». Глобальные тенденции развития в образовании. Планирование в образовательном менеджменте. Проектирование образовательных процессов и программ. Управление образовательным учреждением. Организационное развитие и организационная культура в учреждениях образования.

В результате изучения дисциплины магистрант должен знать:

-       теории управления;

-       методологические основы образовательного менеджмента;

-       тезаурус образовательного менеджмента;

-       тенденции развития в образовании в стране и за рубежом;

-       основные направления в области проектирования образовательного процесса.

-      основные функции управления учреждениями образования и образовательными процессами в них;

-       основные виды планирования и контроля в образовательном менеджменте;

-       сущность организационной культуры в учреждениях образования.

В результате изучения дисциплины магистрант должен уметь:

-      ориентироваться в современных тенденциях развития мировой экономики, тенденциях развития образовательных систем;

-      осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития страны;

-       владеть общими вопросами теории организационных структур;

-      владеть специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения вопросов планирования, прогнозирования, организации, координирования образовательного процесса и научно-исследовательской и инновационной деятельности;

-      управлять образовательньми процессами учреждений образования в условиях рыночных отношений;

-      на профессиональном уровне осуществлять функции управления по своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах учреждений образования в целом;

-       квалифицированно решать практические проблемы менеджмента в сфере образования;

-      осуществлять контроль за обеспечением качества обучения и результатами образовательной деятельности;

ставить личностные цели по реализации самообразования в течение всей жизни.

Иностранным язык в сфере профессиональной коммуникации

Роль науки в развитии общества. Достижения науки в области научных интересов магистранта в странах изучаемого языка. Предмет научного исследования магистранта. Система и социокультурные особенности подготовки магистранта в стране и за рубежом. Международное сотрудничество в международной сфере: международно-научный семинар (конференция, конгресс, симпозиум, дискуссия); международные визиты (участие в выставках, заграничная стажировка); совместные проекты (презентация проекта).

В результате изучения дисциплины магистрант должен знать:

-   нормы литературного произношения изучаемого иностранного языка;

-   грамматический строй языка, включая морфологию и синтаксис;

-   общеупотребительную, научную и профессиональную лексику изучаемого языка;

-   приемы и методы межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке:

-   способы построения фразы, предложения.

В результате изучения дисциплины магистрант должен уметь:

-свободно читать оригинальную литературу соответствующей отрасли знаний на

иностранном языке;

-   излагать содержание прочитанного в форме резюме, аннотации и реферата;

-   составлять тезисы доклада, сообщения по теме исследования;

-   составлять заявку на участие в научной конференции;

-   вести научную переписку (в том числе через Интернет);

-   владеть навыками составления делового письма.

7.6.3. Содержание дисциплин компонента учреждения высшего образования и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам.

7.6.4. Содержание дисциплин по выбору магистранта и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта.

7.6.5. Учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам должны отражать достижения существующих в учреждении высшего образования научно- педагогических школ по конкретным разделам соответствующих наук.

7.7.  Требования к содержанию научно-исследовательской работы магистранта

Требования к содержанию научно-исследовательской работы разрабатываются профилирующей (выпускающей) кафедрой.

7.8.  Требования к содержанию и организации практики

7.8.1.    Образовательная программа высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра, предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях образования.

Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение навыками самостоятельного решения на современном уровне задач профессиональной деятельности, профессионального изложения специальной информации, научной аргументации и защиты собственной точки зрения, организации контроля за обеспечением качества обучения, оперативного управления финансовыми и человеческими ресурсами.

7.8.2. Для магистрантов вечерней и заочной форм получения высшего образования практика по специальности может быть сокращена до 4 недель.

8. Требования к организации образовательного процесса

8.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Научно-педагогические кадры для магистратуры должны:

-иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и соответствующую научную квалификацию (ученую степень и (или) ученое звание)1;

-   заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

-   не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации;

-    владеть современными образовательными, в том числе информационными технологиями, необходимыми для организации образовательного и научно-исследовательского процессов на должном уровне;

-   обладать личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективно организовывать учебную и воспитательную работу с магистрантами.

Для осуществления образовательного процесса в рамках образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, могут привлекаться ведущие специалисты отрасли без ученой степени и ученого звания, имеющие опыт практической работы не менее 10 лет.

8.2.  Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Учреждение высшего образования должно располагать:

-   материально-технической базой, необходимой для организации образовательного и научно- исследовательского процессов, самостоятельной работы и развития личности магистранта;

-   средствами обучения, необходимыми для реализации образовательной программы магистратуры (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты).

8.3.  Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать следующим требованиям:

-   дисциплины учебного плана должны быть оснащены современной учебной, научной, иной литературой, учебными программами, учебно-методической документацией, учебно- методическими, информационно-аналитическими материалами;

-должен быть обеспечен доступ для каждого магистранта к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам.

Научно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы магистрантов, учебно-методических комплексов (в том числе электронных), модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций магистрантов и т. п.).

8.4.  Требования к организации самостоятельной работы

Требования к организации самостоятельной работы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

8.5.  Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Требования к организации идеологической и воспитательной работы устанавливаются в соответствии с рекомендациями по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования и программно-планирующей документацией воспитания.

8.6.    Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций

8.6.1.   Контроль качества образования осуществляется в форме текущей и итоговой аттестации магистрантов.

8.6.2.   Диагностический инструментарий оценки уровня сформированное™ компетенций устанавливается профилирующей (выпускающей) кафедрой.

9. Требования к итоговой аттестации

9.1. Общие требования

9.1.1. Итоговая аттестация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей

получение степени магистра, позволяет определить теоретическую и практическую готовность выпускника магистратуры к научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной, проектной и организационно-управленческой деятельности.

9.2. Требования к магистерской диссертации

9.2.1.     Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации определяются учреждением высшего образования на основе настоящего стандарта и Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования.

9.2.2.    При подготовке магистерской диссертации магистрант должен продемонстрировать, опираясь на полученные знания и сформированные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, умение решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, способность интегрировать научные знания, научно аргументировать свою точку зрения.

9.2.3.    Магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической, экспериментальной или прикладной задачи, связанной с проектированием образовательных процессов, проведением педагогических измерений, обобщением и систематизацией результатов мониторинговых исследований с использованием современных технологий в образовании, выполнением научно-производственных задач, разработкой локальных нормативных правовых и методических документов.

Магистерская диссертация должна содержать реферативную часть и научно- исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. Научно-исследовательская часть должна составлять не менее 50% объема диссертации.

Приложение

(информационное)

Библиография

[1]  Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 13. - 2/1795.

[2]  Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 гг.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 июл. 2011 г., № 893 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. -№ 79. - 5/34104.

[3]  Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации: ОКРБ 011-2009. - Введ. 01.07.09. -Минск: М-во образования Респ. Беларусь: РИВШ, 2009. - 418 с.

[4]  Методические рекомендации по формированию подсистемы специальностей высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 10.06.2011. - Минск: РИВШ, 2011.-11 с.

[5]   Правила приема лиц для получения высшего образования второй ступени: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 фев. 2012 г., №110 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 2012,- N 5/35218.

[6]   Макет образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры):приказ Министерства образования Республики Беларусь. 30 декабря 2011 г.. №850.

[7]  Жук, O.JI. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / O.JI. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 336 с.

Наверх